Юлия ЛАЗАРЕВА
Литературный Дрон
В обзоре дебютного номера журнала «Дрон» (декабрь 2021 года) саратовский писатель Алексей Бусс отметил: «Редакторы-составители проделали большую работу, номер – дебютный, при этом единая, стройная концепция и идеология нового издания хорошо ощутима и просматривается. (…) Составить из них (авторов – прим. ред.) единую, хотя и пёструю мозаику – большое искусство и значимый успех, с которым создателей «Дрона» я от всей души поздравляю!»
Не мудрствуя лукаво, редакторы взяли за основу библейский метод отделения зёрен от плевел, или, применительно к нашей деятельности, живого слова от мёртвого, литературы от литературщины. Конечно, в меру своего понимания о природе творчества и о «положении вещей».
Второй номер журнала традиционно открывает рубрика «Белгородская черта», которая является «лицом» каждого выпуска. В этой рубрике публикуются новые произведения белгородских прозаиков.
В первую очередь – это рассказы «зачинщиков» литературного ренессанса на Белгородчине, Людмилы Брагиной и Олега Роменко. Оба автора пишут в жанре, как сейчас модно говорить, автофикшн. Его определяют как смесь автобиографии с художественной прозой, в которой реальные события и достоверные факты переплетаются с авторским вымыслом. Произведения редакторов журнала пронизаны эпохой новейшей истории и современности.
Рассказ Людмилы Брагиной «Итальянская Лазурь» раскроет перед читателем целую галерею ярких образов наших современников – ужаленная за ногу медузой бухгалтер, рассказывающая коллегам об особенностях отдыха в Таиланде, отчаянный горе – жених, ищущий химическое средство, чтобы вывести в паспорте печать о браке, ошалевшая любительница соцсетей, у которой взорвались в кладовке закрутки, сотрудник мрачного режимного учреждения, разрывающийся между ремонтом на кухне и телевизором в спальне… Но главные герои не они. И рассказ не о них. Он о любви.
Детям перестройки посвящён рассказ Олега Роменко «Джем – party». 1988 год. Страна на пороге «великой криминальной революции», но советские люди ещё об этом не догадываются. Они продолжают отплясывать ламбаду и смотреть на мир сквозь розовые очки. Герой рассказа, десятилетний белгородский мальчик, жаждет приключений, вроде тех, о которых читал в книгах. Замыслив рискованное предприятие по проникновению в институтскую кулинарию, где на ночь оставляли открытым окно в варочный цех, мальчик берёт с собой на дело «харизматичных» сверстников, один из которых разбивал кирпичом абрикосовые косточки и добывал из них ядрышки, другой поджигал голубиные перья и съедал обугленные комочки, а третий таскал у старушек, сушившиеся на солнце, яблочные дольки.
А вот рассказ Галины Стручалиной «Наследство Норы» уводит читателя вглубь воспоминаний героини, которая много лет спустя возвращается в город своего детства. Место встречи с детством – старое и необычное кафе, где посетители находят не только насыщение, но и утешение. Героиня вспоминает, как много лет назад её привела сюда бабушка и, пошептавшись с официанткой Норой, заказала ей в качестве лечения от жизненных огорчений «лёгкий шоколадный бисквит с кремом и грецкими орехами сверху». Но теперь состарившейся официантке требуется преемница, а гостья из города неожиданно открывает в себе сверхъестественные способности и решительно прописывает запутавшемуся в тенетах бизнес – проектов директору этого кафе «мятные пирожные с фисташками», после чего ошалевший предприниматель предлагает ей стать антикризисным менеджером.
В «Белгородскую черту» включены также рассказы молодых белгородских авторов до 35 лет, победивших в литературном конкурсе «Проба пера», по итогам которого был издан коллективный сборник. О чём и как пишет «Россия молодая», читатель узнает, познакомившись с произведениями Ростислава Чижова, Елизаветы Михайличенко, Руслана Лапшина и Анны Черкашиной.
В рубрике «Города и веси» представлены русские писатели из Тамбова, Абакана, Липецка, Воронежа и Москвы. Марина Струкова ворвалась в русскую литературу в легендарные девяностые. В те времена такие журналы, как «Наш современник», постоянным автором которого стала молодая поэтесса, в библиотеках страны буквально зачитывались до дыр. Отчасти читательский интерес подогревала острая антиельцинская публицистика. А такие новые, яркие и незаурядные писатели, как Марина Струкова, дополнительно «подливали масла в огонь» – «Наша классика – Пушкин и АКМ». Да и сами стихи Марины давно уже стали классикой для ценителей русской поэзии: «Спите, трусы, вас спасут герои – Человека три на всю страну». Проза Марины Струковой восхищает не меньше, чем её поэзия. Некоторые рассказы можно смело назвать «литературными жемчужинами». И в который раз убеждаешься, что настоящий поэт и в прозе следует кольриджевскому правилу насчёт «лучших слов в лучшем порядке». В этом номере предлагаются читателям «Рассказы о животных» Марины Струковой.
Следующий автор «Городов и весей» Анатолий Бимаев. Он возглавляет абаканский совет молодых литераторов при СПР. Отличительная особенность прозы Анатолия Бимаева заключается, на наш взгляд, в способности автора создавать самостоятельные художественные образы, а ещё в его высоком эмоциональном интеллекте. Наиболее ярко это проявилось у него в романе «Восемь – восемь». В номере представлены два рассказа молодого абаканского писателя – «Запретка» и «Красивая партия».
Андрей Новиков возглавляет липецкое региональное отделение СПР. Он активно публикуется в литературных журналах «от Москвы до самых до окраин». Андрею одинаково хорошо удаются произведения в разных жанрах. Здесь читателю предстоит оценить его прозу, написанную в лесковском стиле, основанном на устной народной традиции. Это как если бы один человек рассказывал другому житейскую историю где-нибудь в баре, не придерживаясь строгого литературного языка. На этом сходство и заканчивается, а дальше – «говорит и показывает Андрей Новиков». И он это умеет делать мастерски.
Ирина Соляная пришла в литературу не сразу и, наверное, не случайно. Подобно былинному богатырю, долго набиравшемуся сил, прежде чем начать совершать подвиги, Ирина зачитывалась русской классикой и работала юристом. Несколько лет назад она стала писать рассказы, рассылать их по журналам, и встретила понимание и признание. В рассказе Ирины Соляной «Кисельная придумщица» героиня – школьница носит в себе иллюзию, искажающую реальную действительность. Родиться писателем – значит жить внушёнными себе иллюзиями, а стать писателем, по Мопассану, значит внушить человечеству свою личную иллюзию. Несомненно, что Ирина родилась писателем, и всем любителям литературы будет интересно следить за её творчеством.
Завершает рубрику «Города и веси» московский писатель Никита Николаенко. Кто-то может подумать, что написать рассказ о том, как герой безрезультатно ходит по редакциям с рукописью – это «беспроигрышный вариант», но произведения этого автора действительно прекрасны. Да и главный герой, гонимый редакторами Мартин Иден, «но только с русскою душой», в отличие от своего американского прототипа не топит отчаяние в море, и даже в водке. Он полон неиссякаемого оптимизма: «Ещё не вечер! Не пускают пока в писатели? Не беда! Придёт время – будет и на твоей улице праздник!» А если серьёзно, то Никите Николаенко и не нужно ни у кого спрашивать разрешения на вход.
В «Гранях самоцветов» представлены поэты из Севастополя, Белгорода, Брянска, Нижнего Новгорода, Подмосковья и Вологды. Открывает рубрику подборка стихотворений Тихона Синицына. Он так вдохновенно и ярко пишет о родном крае, что сразу вспоминается Павел Васильев, красочно воспевавший казахстанскую степь, которая многим представлялась скучной, пустой и однообразной. Стихи Тихона Синицына о Крыме настолько хороши, что не хочется даже ехать в Крым, чтобы не спугнуть это «мимолётное виденье», созданное человеком, искусно владеющим словом.
Белгородскую поэзию в этом номере представляет Людмила Брагина. Пишет она о любви, о природе, о животных, но при этом в своё время удостоилась военно – патриотической премии «Прохоровское поле» за бережное отношение к русскому языку. И следствием такого отношения к работе со словом является не только филигранная техника, но ещё завораживающая образная прозрачность и смысловая глубина поэзии Людмилы Брагиной: «Кто говорит, что утро мудренее, быть может, прав, но верить не спеши. Послушай ночь и ты поймёшь скорее сокрытые движения души».
Поэт Роман Кручинин больше известен по регулярным публикациям в столичной газете «День литературы». В том как поэт по-новому, по-своему соединяет общеизвестные слова, чётко просматривается его талант и неповторимый авторский стиль, о котором хорошо сказала одна современная поэтесса: «слова народные – стихи мои». Но при этом, какими бы не были самобытными стихи того или иного поэта, они временами бессознательно перекликаются со стихами других своеобразных поэтов. Так строки Романа Кручинина – «Есть существительное «жгут», но не об этом речь, а о словах, что так и ждут кого – нибудь поджечь». – энергетически однородны со строками Леонида Мартынова: «И своевольничает речь, Ломается порядок в гамме, И ходят ноты вверх ногами, Чтоб голос яви подстеречь». Такое сходство позволяет сделать предположение о существовании единого эгрегора, из которого черпают окрыляющую энергию все настоящие поэты.
Когда читаешь стихи нижегородской поэтессы Галины Талановой, сразу приходят на ум слова Маяковского: «Для веселья планета наша мало оборудована». Но это не ирония. Какие бы запросы не исходили от читателя, автор, если он не конъюнктурщик, всегда инстинктивно стремится к самовыражению – что он видел, пережил, понял. Галина Таланова выражает себя и свои чувства сдержанно, осмысленно, проникновенно и как мало кто из наших современников умеет это делать: «Скоро и я потянусь за тобою, Словно от лайнера робкий дымок. Сердце своё навсегда успокою, Стану травой, шелестящей у ног. Буду нашептывать странные строки, Ветру отдавшись, как струны смычку. Ранить, как лезвием нежной осоки, Если протянутся руки к сверчку…»
Юрия Мартишина и Андрея Лушникова можно назвать «народными поэтами». Они с болью пишут о родине, о людях из «толщи народа», «не вписавшихся в рынок». Но пишут об этом беззлобно, по – христиански. Ещё Николай Мельников в своём знаменитом стихотворении обратил внимание на «то, как покорно, как безгневно деревня ждёт свой смертный час». Юрий Мартишин вспоминает последних жителей вымирающего родного села: «Бабушка Таня задвигала дверью, Вышла, стоит у ворот. В блеклых глазах её матовой тенью Жизнь к завершенью идёт». Андрей Лушников рассказывает типичный случай о том, как доверчивую старушку обокрал профессиональный «побирушка», а участковый только развёл руками: «А ночью, когда засыпала старуха, За то, что не помнила зла, Огромного неба большая краюха В ладонь ей тихонько легла».
В журнале появились две новые рубрики – «Полёт навигатора» и «В тридесятом царстве». Даже «читатели – реалисты» периодически испытывают потребность отдохнуть от неё. И «дивный новый мир» социальной антиутопии, созданной петербургским писателем Антоном Задорожным, будет как нельзя кстати: «- Ясно, понятно,- вздохнул парень, повернув своё запястье. Дядя замер, остекленев. Понял, что сейчас его попросят, как джинна, – обратно в бутылку. «Ну, хоть покурить успел», – подумал Игорь, распадаясь на пиксели, утекающие в лазерную точку на браслете мальчика».
Челябинский поэт Михаил Придворов из числа тех, на кого не действует гравитация всевозможных «союзов писателей». Да и не нужно ему это, потому что он удивительно солнечный и позитивный человек, про которого можно сказать словами Блока – «Он весь – дитя добра и света». Михаил пишет для детей и взрослых. Особенно хорошо автору удаются стихи про кошек, наверное потому, что кошки большие мастера обольщать и вдохновлять. Но любовь поэта не слепа, он не потворствует чревоугодию. Так перед сытой кошкой, выпрашивающей котлету, он проводит свою «красную линию»: «А в глазах моих суровых Отвечательный ответ: – Дам тебе кусок на пробу, Ну а всю котлету – нет!» Читателю предлагается подборка Михаила Придворова «Кошки с мышками играли».
О кошке с мышкой, о том, как они встретились и подружились – первая сказка Олега Роменко «Рождественская история» из цикла «Трепетные комочки» для аудитории 6+. Подобно китайскому мудрецу, который не мог понять: человек он, которому во сне казалось, что он бабочка, или мотылёк, который сейчас спит и во сне видит, что он человек, приключения трепетных комочков с их превращениями из животных в людей, а из людей в животных, вызовут у читателя схожие ощущения и побудят задуматься о доброте, о дружбе, о любви – тех ценностях, на которых основывается наша жизнь.
В рубрике «Живая вода» представлены стихи одного из лучших белгородских поэтов Геннадия Островского и очерк Галины Стручалиной о ещё одном выдающемся земляке Василии Ерошенко – известном незрячем писателе, педагоге и музыканте. В своё время на радио была рубрика, которая называлась – «Настоящая поэзия». Именно этими двумя словами, без лишнего здесь пафоса, можно охарактеризовать поэзию Геннадия Островского. Однажды на литературной студии поэта попросили почитать свои стихи. В осеннем плаще он сидел размякший в кресле с закрытыми глазами и уставшим лицом. А потом раздался его глубокий низкий голос: «Что делать, брат?Молчат поля. Кругом одни плохие вести. Куда теперь летит земля? Куда летим с тобою вместе?» Казалось, этот голос вещает не из бренной оболочки медиума, а из бездны, которую мы не видим, но слышим и ощущаем «гусиной кожей» : «Неужто прошлое сгубить? Душой не верить даже Богу? Да пьяным смехом веселить Вовсю разбитую дорогу?» И эти непрерывные, сводящие с ума, спотыкающиеся друг о друга мучительные и душераздирающие вопросы воскрешают перед глазами образ Гоголя, шевелящего бескровными губами: «Русь, куда ж несёшься ты, дай ответ? Не даёт ответа».
А завершается номер журнала традиционной рубрикой «Нескучный юмор» с произведениями Олега Роменко «Я – русский!» и Алексея Ильичёва – «Розыгрыш». В первом рассказе речь идёт о человеке, оказавшимся в сложной жизненной ситуации: «Лиханский положил рекламщику руку на плечо и нежно промурлыкал над ухом: «Шалом Алейхем». Сначала Женя перестал дрыгать ногой, потом судорожно передёрнул плечами и календарики посыпались из его трясущихся рук». Второй рассказ о мальчике, решившим притвориться мёртвым: «Минутой позже я уже видел, грузного, в одних семейных трусах мчавшегося ко мне деда и понимал, что сейчас я чудным образом воскресну, но как жить-то теперь… »
Вот таким своеобразным и неординарным получился очередной номер журнала «Дрон», благодаря его одарённым авторам и ответственной работе над выпуском редакторов – составителей.