Валентина ПАВЛОВА

А. С. Пушкин – С. С. Косенков. «Цыганы»

2024 год ознаменован многими значимыми юбилейными датами: 225–летием со дня рождения великого русского поэта А.С. Пушкина; 200–летием написания им поэмы «Цыганы», 70-летием образования Белгородской области, важным достижением культурной политики которой стало открытие в областном центре Пушкинской библиотеки-музея с её интереснейшей экспозицией «А.С. Пушкин и Белгородчина».

Учреждению немногим более 30 лет, но оно уже богато своей историей.

В 1989 году по инициативе заслуженного художника РСФСР Станислава Степановича Косенкова в Белгороде было создано Пушкинское общество. Днем рождения его стал 10 февраля, день кончины А.С. Пушкина. В этот день Станислав Степанович выступил с программой деятельности общества в Белгородском отделении Всероссийского фонда культуры. Он предложил собрать при Пушкинском обществе постоянную библиотеку с обширной библиографией изобразительной, музыкальной Пушкинианы, а также создать фонд художественных ценностей.

В качестве первого экспоната для будущей библиотеки С.С. Косенков передал свою работу «Соперники в искусстве брани» из цикла иллюстраций к поэме «Руслан и Людмила». Эта идея пришлась по душе участникам первого организационного заседания Белгородского отделения Пушкинского общества, и они единогласно проголосовали за создание под «крылом» общества специализированной Пушкинской библиотеки. Председателем Пушкинского общества был избран инициатор его создания С.С. Косенков. Для вновь образованного общества Станислав Степанович уже в следующем месяце создал экслибрис в технике линогравюры с девизом «Пушкин в сердце каждого». Все эти предметы – достояние библиотеки-музея, представлены в экспозиции.

Пушкинская библиотека была образована 10 февраля 1992 года как специализированный филиал «ЦБС г. Белгорода». Уникальные коллекции и предметы искусства в её фондах позволили в 1997 году получить редкий статус библиотеки-музея. В 1999 году в год 200-летия со дня рождения А.С. Пушкина была создана первая постоянная экспозиция музея

В 2007 году после реконструкции в библиотеке-музее была открыта обновлённая экспозиция. В основе научной концепции экспозиции работы известных белгородских краеведов В.И. Щербаченко, А.Н. Крупенкова, профессора А.И. Ильина. В создании произведений живописи, графики (пейзажи, портреты, жанровые композиции), скульптуры, театрально-декорационного и оформительского искусства приняли участие 44 члена Белгородского отделения Союза художников России под руководством его председателя О.А. Поповой.

В юбилейном году в выставочном пространстве библиотеки-музея встретились две бесспорно выдающиеся творческие личности, которые хотели во всём дойти до самой сути.

«Солнце» русской поэзии А.С. Пушкин и заслуженный художник РСФСР С.С. Косенков.

Экспозиция дополнена иллюстрациями С.С. Косенкова к поэме

А.С. Пушкина «Цыганы».

История создания поэмы А.С Пушкина «Цыганы» начинается со ссылки в Кишинев, где он впервые так близко узнал быт цыган и отразил его в своих стихах. Летом 1821 года во время кишиневской ссылки Пушкин несколько недель странствовал с табором бессарабских цыган. Под впечатлением от тех дней он начал писать поэму «Цыганы».

Мысль большого лиро-эпического стихотворения, сопоставляющего мирную вольность полудиких кочевий, величавую в своем смирении, невинную и радостную в первобытной простоте и беспечной нищете своей, но ужасающую «сына городов», который «для себя лишь хочет воли», самою своею безусловностью — с байроническим мятежом своеначальной личности против общественного начала, равно с нею несовместимого в органически бытовых, как и в искусственно осложненных формах общежития, — мысль стихотворения, которое бы музыкально сплело обе эти темы и обострило их противоречие до трагического конфликта «роковых страстей», свободно развивающихся в обеих сферах по присущему каждой из них внутреннему закону, — эта общая идея более или менее смутно или отчетливо предносилась Пушкину, быть может, уже в последнюю пору его пребывания в Бессарабии. Однако твердого основания утверждать, что он покинул Кишинев с готовым замыслом «Цыган» или хотя бы с первыми и отрывочными опытами его осуществления в слове — нет.

Большая часть поэмы «Цыганы» создавалась поэтом в Одессе в начале 1824 года, но совершенно созрела в творческом уединении села Михайловского, где он закончил ее 10 октября 1824 года. Из письма к князю П. Вяземскому, в котором поэт сообщает другу: «сегодня кончил поэму Цыганы, — только что кончил». Это завершение потребовало еще значительной и пристальной работы, рукопись эта не была трудом только последней редакции. Она включала в себя и  не написанные ранее части произведения. Тем не менее поэтический материал, положенный в основу «Цыган», был одним из приобретений кишиневского периода.

Впервые отрывки из поэмы были опубликованы в альманахе «Полярная звезда», затем в «Северных цветах». Познакомиться с полным текстом «Цыган» читатели смогли только в 1827 году, когда произведение вышло отдельным изданием.

В «Цыга́нах» большинство эпизодов поэмы даны в диалогах, в драматической форме, где отсутствует голос автора, а говорят и действуют сами персонажи. В ней он впервые помещает своих героев в конкретную обстановку и прослеживает, как они проявляют себя в обстоятельствах, в которых оказываются.

А.С. Пушкин создал наиболее зрелое из больших произведений, ранее им написанных. Мощно растущему самосознанию поэта были открыты и величие его замысла, и гармоническое осуществление задуманного. Но в то же время поэма была переходом от прежнего к чему-то новому и еще не вполне выясненному ни для самого поэта, ни в особенности для тех, кому он пел. По завершении «Цыган» он впервые оказался не до конца понятным себе самому.

Поэма рассказывает о любви цыганки Земфиры и юноши Алеко, который оставил «неволю душных городов» ради степного приволья. На протяжении двух лет он кочует по степи вместе с вольными цыганами и своей любимой. Наконец, песня Земфиры и вещий сон открывают ему глаза на её неверность. Старый отец девушки предлагает Алеко не препятствовать её счастью, приводя в пример свои отношения с матерью Земфиры — Мариулой.

Застав Земфиру во время свидания с молодым цыганом, Алеко пренебрегает советом старика и убивает их обоих. Цыганы не могут понять его эгоистичного стремления обладать любимой ценой её жизни: «Оставь нас, гордый человек!»

Основная тема поэмы — трагическая неспособность сложного, цивилизованного человека отбросить обуревающие страсти, привычные чувства, в особенности чувство собственника по отношению к своей избраннице.

А.С. Пушкин в своей поэме «Цыганы» ставил извечный вопрос о свободе, о воле и о понимании людьми из разных социальных групп этого явления. Его «Цыганы» – решительное утверждение свободы — свободы женщины по отношению к мужчине — и решительное осуждение неестественного зла — мщения и наказания.

В творчестве нашего земляка-художника Пушкиниана занимает особое место. В течение нескольких лет Косенков разработал и создал более 200 Пушкинских сюжетов. В 1990-м он создал прекрасные иллюстрации на сюжет поэмы «Цыганы». Приступая к работе над иллюстрациями, Косенков не просто прочитал поэму вдумчиво. Он прожил её сюжет вместе с героями.

Из воспоминаний А.К. Косенковой: «А вот что записал в своих дневниках С.С. Косенков: «На днях прочёл «Цыганы» Пушкина, сегодня – первые почеркушки. Думаю (пока), делать в классической цветной гравюре с нескольких досок в четыре цвета: чёрный, серо-зелёный, коричневый (синяя) и красный (сангина). Великая поэзия и проза требуют и великих усилий, всего меня целиком, без остатка! Ведь Алеко – это начало и «духа изгнания» Лермонтова, и «преступившего черту» Раскольникова и Свидригайлова, и зародыш «бесовщины» Достоевского, и «сверхчеловека» Ницше… За Пушкина нельзя браться, не изгнав из себя все «грехи искушения» и желания сказать «я и Пушкин». Пушкин, как никто требует чистоты помыслов. А кто лучше Пушкина может нас научить чувству меры, особенно своей прозой, где нет колдовства и магии его зачаровывающего стиха. А человек без Пушкина в душе становиться «гордым», потому что нет ясности своего предначертания и своего пути». «Обретение духовной свободы возможно только через искусство!» считал С.С. Косенков.

В Пушкинской библиотеке-музее хранятся все 9 работ заслуженного художника РСФСР С.С. Косенкова к поэме.

Искусствоведческий анализ к иллюстрациям дала в своих воспоминаниях вдова Станислава Степановича Анна Константиновна Косенкова: «Три работы художник посвящает старику – отцу Земфиры. Изображает его сидящим у костра на фоне звёздного неба. Вьётся легкий прозрачный дымок костра, сливаясь с ночным небом. Старик задумчиво вглядывается в даль, словно вспоминает своё прошлое. Возможно, свою любовь к красавице цыганке Мариуле, которая отвергла его любовь и оставила мужа одного с маленькой дочерью Земфирой. Печален старый цыган, ибо чувствует его сердце, что Земфира повторит судьбу своей матери. Состояние природы усиливает переживания старика. Тревожные облака и звёзды не предвещают ничего хорошего.

У многих работ нет чётких названий, кроме нескольких из них, обозначенных художником – например «Цыган у костра», «К стр. 11 поэмы А.С. Пушкина «Цыганы», которые иллюстрируют слова поэмы:

В шатре одном старик не спит;
Он перед углями сидит,
Согретый их последним жаром,
И в поле дальнее глядит,
Ночным подёрнутое паром.
Или
Поднялся табор кочевой
Всё вместе тронулось: и вот
Толпа валит в пустых равнинах.
Ослы в перекидных корзинах
Детей играющих несут;
Мужья и братья, жёны, девы,
И стар и млад во след идут;

Косенков выбирает для иллюстраций технику чёрно-белой линогравюры, отступив от прежнего замысла. «Волнение» штриха, «плотность чёрного» дают ощущение загадки, тайны вечно кочующего и свободного цыганского народа. Портрет Земфиры Станиславу Степановичу дался не сразу. Он искал подходящую натуру и нашёл её и сангиной, карандашом и углем нарисовал её портреты. Художник изобразил свою героиню ночью. Ветер раздувает её длинные роскошные волосы, треплет «бедное» платье. Земфира не покорно, страстно идёт навстречу этому ветру и своей судьбе». Верхушки деревьев, наклонённые ветром в сторону, противоположную целеустремлённому движению Земфиры усиливают нарастающее чувство хаотической тревоги.

Сам Александр Сергеевич в своей поэме развенчал идеал неограниченной свободы, подчёркивая, что полная свобода действий, отсутствие ограничений и обязательств в общественной жизни осуществимо только для общества людей примитивных в своих потребностях, ленивых, праздных, да к тому же робких и мягкотелых.

Пушкинский табор — община анархическая, не подлежит сомнению: поистине, у кочевников поэмы нет «законов и казней». Единственным ограждением общины от «убийц» и единственною карою за содеянное преступление служит исключение из ее членов того, кто не так же «робок и добр», как все. «Мы робки и добры душою, Ты зол и смел – оставь же нас» – слова старика-цыгана, обращённые к Алеко, безусловно обращены и к цыганам, к их образу жизни.

В эпилоге к «Цыганам» Александр Сергеевич подчёркивает, что и эта полная свобода в поступках вовсе не даёт «вольным» цыганам счастья. Они несчастливы, но смиренны. Алеко тоже несчастлив, но он бунтарь из другого мира. «И всюду страсти роковые, И от судеб защиты нет».

Эту же неясность будущей свободы и трагичность этой неясности постарался показать в своих иллюстрациях и Станислав Степанович. В изображении героев поэмы – Земфиры, старика у кибитки, роковой встречи Алеко и Земфира, кочующего табора Косенков использует своеобразный композиционный приём – замкнутый знаковый круг. По словам Анны Константиновны: «Это кольцо судьбы, судьбы каждого из них. Замкнулась судьба Земфиры, изменившей Алеко. Замкнулась жизнь старика на гибели дочери».

Казалось бы, диалог о свободе между Пушкиным и Косенковым состоялся. И они совпали во мнениях о свободе мнимой и свободе настоящей.

К сожалению, эта незаконченная работа художника, который трагически ушёл из жизни, не имела продолжения.

Так и проблема свободы по сей день является одной из самых насущных. Какая она?  Никто ещё не дал ответа на этот вопрос.